29.08.2022
Открытие персональной выставки Георгия Колосова «Русский север»
1 сентября 2022 года благодаря инициативе Брянского музея истории фотографии «МИФ» состоится открытие персональной выставки Георгия Колосова «Русский север» в выставочном зале «Персона» детской школы искусств №1им.Т.П.Николаевой, по адресу: ул. Брянской Пролетарской Дивизии, 13.
На выставке будут представлены 92 фотографии – итог 12 целенаправленных творческих экспедиций (с 1980-го по 1991-й гг.) в Архангельской области и Карелии, где ещё сохранились уникальные образцы деревянного народного зодчества, где ещё были живы последние представители свободной крестьянской культуры, исторические корни которой уходят в допетровские времена. Архитектурный пейзаж, портрет и социальный жанр – все эти сюжеты сняты авторской мягкорисующей оптикой, установленной на любительские пленочные камеры.
ОБ АВТОРЕ
Георгий Мстиславович Колосов родился в 1945 в Москве. Русский фотограф, теоретик фотографии, идеолог современного пикториализма, религиозный писатель. Имея высшее техническое образование, пришел в 1976 году в московский фотоклуб «Новатор». В начале 1980-х создал цикл «Русский Север», открывший новую страницу в понимании возможности фотографии и в проникновении в живую культуру Древней Руси визуальными средствами. После этого были созданы наиболее известные его произведения: цикл «Николай Чудотворец (Крестный ход)», «Всякое дыхание...» и другие. В начале 1990-х поработал фоторедактором журнала «Огонек» (в самый яркий период этого издания в новейшей истории).
Куратор фотографических выставок; среди которых - участие в создании экспозиции «150 лет русской фотографии» (1989, Москва, «Манеж») и в других знаковых манифестациях современной фотографической жизни России. Его работами завершалась экспозиция «русская пикториальная фотография. 1890-1990» в рамках биеннале FotoFest в Хьюстоне в 2002 году. В 2012 году в Хьюстоне на FotoFest в рамках программы «Современная российская фотография» были показаны произведения Колосова среди работ 189 крупнейших мастеров российской фотографии 1950-2010-х годов.
Произведения Колосова хранятся в Государственном Русском музее, в нескольких государственых коллекциях в Москве, Национальной библиотеке в Париже, в Центре гуманитарных исследований Гарри Рансома в университете штата Техас, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, США.
ГЕОРГИЙ КОЛОСОВ О ЦИКЛЕ «РУССКИЙ СЕВЕР»
В 1980 году, когда слова «спонсор» и слова «грант» никто и слыхом не слыхивал, началось паломничество фотолюбителей клуба «Новатор» на Русский Север (Архангельская область, Карелия). Из года в год, на свои отпускные, с единственной целью: сделать выставочную фотографию. И при этом не то что никаких прикладных задач – издать ее, продать ее – первые годы заботами КПСС никаких надежд даже выставить, хотя социальных мотивов никто из нас на Севере специально не ловил. Итак, по двое, по трое, на две-три недели, зимой, летом, весной, осенью, накрывая три-четыре-пять точек – сёл, деревень, где непременно сохранились, как говорили тогда, «памятники архитектуры» – деревянные церкви, часовни, колокольни. Через сколько–то лет у Е.Немчинова, А.Васильева, А.Фурсова, А.Ерина, Г.Колосова и др. стали складываться свои коллекции – в точном соответствии со свободным интересом каждого. И если бы кто-нибудь спросил нас тогда, в чем состоит наш «проект», мы бы ответили, что в экспедиции нет свободных пальцев, чтобы таковой высосать. К концу 80–х поездка, принесшая кому-то более десяти «карточек», считалась триумфальной, а распечатка одного негатива из ста – добрым урожаем. От «Хассельблада» или «Смены» – неважно. Озирая сегодня фотографический горизонт, я сам во все это верю с трудом. Одиннадцать лет Север (за вычетом студийного портрета) был моей единственной темой. Почему так?
…Как культурный феномен Русский Север был открыт российским сообществом в 60-х годах XIX века, и произвел впечатление всплывшей Атлантиды, на которой кипела живая жизнь, сохранившаяся неизменной с допетровских времен почти во всех своих проявлениях. Глубина ее исторических корней видна хотя бы из того факта, что наши знаменитые былины, восходящие сюжетами к Киевской Руси – устное народное предание, не имевшее письменной фиксации – были записаны тогда именно там, на Севере, в районе Заонежья, Кижей и Кенозера. Деревянное церковное зодчество Русского Севера знают все, но, увы, уже никто не увидит самого впечатляющего – его гармонии с жилой застройкой как с природой. В сочетании с инженерными и эстетическими качествами жилья, на фоне слышанных историй жизни, виденные нами ее следы вызывали вопрос: на что же способен русский народ, свободный от своего государства? Сейчас я бы еще спросил: откуда этот дух – ибо казалось, что на Севере одухотворены даже камни, и тайной дышит все.
…Наверное, из-за этого я, любитель всякой живой провинции, не мог оторваться от Севера те самые одиннадцать лет. Да и на остальных, естественно, по-разному, Север формирующе повлиял. Но при всей нашей разности одно общее в нашем устремлении было: спрятать современное, чтобы извлечь прошлое. Проломить время. Для фотографа, не прибегающего к наивной фальсификации, здесь только один путь: попытаться уловить дух. А Он, как известно, «дышит, где хочет». Поэтому его стоит искать и сегодня. Ведь вся Россия – немножко «Север».
Светлая память и низкий поклон всем, кто дарил нам помощь, приют и общение, и дорогим моим спутникам, с кем я одиннадцать лет делил это счастье.
Георгий Колосов